Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Основные задачи Родительского университета:
— формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
— формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
— обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
— организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.
Формы проведения занятий:
традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические 7 тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№ |
Темы занятий |
Дата проведения |
Ответственные |
1-е классы |
|||
1 |
Адаптация учащихся в 1-м классе. Помощь ребенку в адаптации к школе. |
28.10.2024 |
Петренко А.Д |
2 |
Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника. |
30.12.2024 |
Петренко А.Д |
3 |
Значение примера родителей в воспитании ребенка. |
31.03.2025 |
Петренко А.Д |
4 |
Положительные эмоции в жизни школьника. |
31.05.2025 |
Петренко А.Д |
2 класс |
|||
1 |
Как родители могут помочь ребёнку учиться. |
28.10.2024 |
Емельянова З.Д. |
2 |
Кодекс семейного здоровья |
30.12.2024 |
Емельянова З.Д. |
3 |
Семейное благополучие и семейное неблагополучие. |
31.03.2025 |
Емельянова З.Д. |
4 |
Как научить современного ребенка трудиться |
31.05.2025 |
Емельянова З.Д. |
4 класс |
Классный руководитель |
||
1 |
Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. |
28.10.2024 |
Филончик М.В. |
2 |
Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. |
30.12.2024 |
Филончик М.В. |
3 |
Ребенок и компьютер. |
31.03.2025 |
Филончик М.В. |
4 |
Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка |
31.05.2025 |
Филончик М.В. |
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№ |
Темы занятий |
Дата проведения |
Ответственные |
5 класс |
|||
1 |
Трудности адаптации пятиклассников к школе. |
28.10.2024 |
Борисенко М.Г. |
2 |
Ребенок среди сверстников. |
30.12.2024 |
Борисенко М.Г. |
3 |
Трудности и риски младшего подросткового возраста |
31.03.2025 |
Борисенко М.Г. |
4 |
Вопросы дисциплины в семье. |
31.05.2025 |
Борисенко М.Г. |
6 класс |
|||
1 |
Нравственные и культурные ценности семьи. |
28.10.2024 |
Борисенко К.Г. |
2 |
Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
30.12.2024 |
Борисенко К.Г. |
3 |
Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. |
31.03.2025 |
Борисенко К.Г. |
4 |
Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? |
31.05.2025 |
Борисенко К.Г. |
7-е классы |
|||
1 |
Конфликты между подростками, основные причины конфликтов. |
28.10.2024 |
Устинова Е.В. |
2 |
Противоправное поведение несовершеннолетних. |
30.12.2024 |
Устинова Е.В |
3 |
Родительский авторитет. |
31.03.2025 |
Устинова Е.В |
4 |
Отношение подростков к обучению. |
31.05.2025 |
Устинова Е.В |
8 класс |
|||
1 |
Успеваемость в школе как один из факторов родительского контроля. |
28.10.2024 |
Кондратенко В.М. |
2 |
Противоправное поведение несовершеннолетних. |
30.12.2024 |
|
Кондратенко В.М. |
|||
3 |
Осторожно: суицид. Профилактика суицидального поведения. |
31.03.2025 |
Кондратенко В.М. |
4 |
Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Школьные конфликты. |
31.05.2025 |
Кондратенко В,М |
9 классы |
|||
1 |
Самооценка поведения |
28.10.2024 |
Ятченко В.П. |
2 |
Агрессия, её причины и последствия. Интернет-зависимость: пути преодоления. |
30.12.2024 |
Ятченко В.П. |
3 |
Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. |
31.03.2025 |
Ятченко В.П. |
4 |
Как помочь подростку выбрать профессию. |
31.05.2025 |
Ятченко В.П. |