Содержание
1. Введение
2. Применение игровых технологий на уроках немецкого языка
- При изучении алфавита
- При изучении лексики
-При изучении грамматического материала
- При обучении аудированию
3. Список используемой литературы
Введение
Изучение иностранного языка начинается уже в начальной школе, и перед учителем встает вопрос об использовании более эффективных технологий образования с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.Наиболее эффективными при обучении немецкому языку являются игровые технологии.
Психологами было доказано, что игра «оправдывает» переход на новый язык. Она является одновременно и интересным видом работы для ученика, и аналогом языковых упражнений для учителя, благодаря которым развиваются навыки всех видов речевой деятельности. До последнего момента целью школьного обучения была выработка навыков и умений, теперь же востребован новый тип личности, обладающий 5 компетенциями: социальной, толерантностью, коммуникативной, информационной и компетенцией, реализующей желание учиться всю жизнь.
Согласно утверждению выдающегося педагога Л.В. Занкова, что каждый учитель должен сохранить детскую активность внутренней психической деятельности, вызывая в ребенке живой интерес к своему предмету.
Задачи, которые ставит учитель для достижения своих целей, должны быть сформулированы с двух позиций:
1) с позиций ребенка - что он должен сделать, чтобы цель была достигнута;
2) с позиций учителя - какой материал должен быть изучен, какие задания должны быть даны ребенку, как должен быть построен учебный процесс, чтобы поставленная цель была достигнута.
Используя игру на учебных занятиях, учитель формирует и развивает у обучающихся навыки и умения находить необходимую информацию, преобразовывать ее, вырабатывать на ее основе планы и решения, как в стереотипных, так и в нестереотипных ситуациях. Важно построить правильно обучение иностранного языка на начальном этапе.
Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным еще и потому, что детей (особенно на начальном этапе) отличают:
- более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах запоминание языкового материала;
- наличие глобально действующей модели и естественность мотивов общения;
- отсутствие так называемого языкового барьера, т.е. страха торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке, даже при наличии необходимых навыков;
- сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке и др.
Однако необходимо учитывать, что у учащихся начальной школы еще недостаточно развито произвольное внимание и такие виды памяти, как эмоционально-образная, ассоциативная и кинестетическая (моторная). Данные виды памяти активизируются с помощью: ролевых игр, соревнований, конкурсов, использования иллюстративно-изобразительной наглядности, музыки, ритмических приемов, движения, рисования и т.д.
Занимательные, игровые элементы позволяют преодолеть большинство трудностей, связанных с условным характером иноязычного общения и усилить положительное воздействие иностранных языков на становление личности. Кроме того, обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов призвано создать на уроках атмосферу радости, раскованности и непосредственности.
Все это дает возможность в раннем возрасте оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном языке детьми данного возраста.
Эффективность игровых ситуаций на начальном этапе обучения иностранному языку обусловлена рядом факторов: возрастными особенностями учащихся, психологическими особенностями игровой деятельности, как важным стимулом для общения.
Нужно помнить, что игры не самоцель, а средство активизации лексики, грамматики, работы над произношением, чтением, письмом и устной речью.
Применение игровых технологий на уроках немецкого языка
В основе обучения детей иностранному языку в начальной школе лежит игра, которая, по меткому выражению И.А. Зимней, является для маленьких учеников «…психологическим оправданием для перехода на новый язык обучения».
Кроме того, «…игра связана с построением «предлагаемых обстоятельств», таким образом, чтобы ученик реально оказывался в ситуации, когда ему приходится действовать так или иначе» (А.А. Леонтьев). А, именно, эта возможность создания заинтересованности у детей в свете новой образовательной концепции должна занимать на уроке все более существенное место.
Использование различных игр обеспечивает постоянный интерес детей к иноязычной речевой деятельности, к предмету «немецкий язык», позволяет подчинить процесс овладения иноязычным материалом решению внеязыковых задач общения.
Некоторые игры могут быть использованы на начальном этапе обучения:
- фонетические ;
- лексические и грамматические.
При обучении на начальном этапе особое место определено ролевой игре.
По своей сути игра способствует освоению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и происходит не формально, а заинтересованно. Игра вносит разнообразие в повседневную учебную деятельность, способствуя развитие интереса не только к игре, но и к самому учебному предмету. Она также дает возможность учащимся оценить себя на фоне других учеников. Игра способствует развитию воображения, умению наблюдать, быстро и точно реагировать на игровую ситуацию.
Игра имеет две цели:
1. Выполнение реальных действий, связанных с решением конкретных или нестандартных задач;
2. Деятельность носит условный характер, что позволяет отвлечься учащимся от реальных ситуаций, дать волю фантазии, снять барьер страха, получить хорошую отметку, перенести страх за свои возможные ошибки на персонажей ролевой игры (что немало важно для ребенка в начальной школе!).
И это позволяет не только проявить способности, но и совершенствовать их.
При изучении алфавита
Важным фактором при изучении иностранного языка на начальном этапе является изучение алфавита и развитие навыков чтения. Поэтому разнообразие игровых форм на данном этапе очень важно.
Из опыта своей работы я могу порекомендовать следующие игры по изучению алфавита:
- Перебрасывая мяч, называют букву алфавита в режимах: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-класс, класс-ученик;
-Называя букву алфавита, добавляют фразу на эту букву;
- Один ученик называет любую букву алфавита, другой должен продолжить его;
- Ученик называет букву, другой называет крайние стоящие буквы;
-Подписывают строчные буквы к заглавным и заглавные – к строчным;
-Исправляют порядок следования букв в алфавите;
-Находят ошибки в записи алфавита;
- Составляют из букв слова;
- Записывают алфавит на память;
- Ученик загадывает букву, класс отгадывает его букву;
-Эстафеты между командами, кто правильно и быстро запишет буквы в алфавитном порядке, гласные буквы, согласные буквы, звукосочетания;
- Собирают рассыпавшийся алфавит;
- Дописывают букву по элементу;
- Игра в пародистов (звонкий [s] - похож на жужжание шмеля, [r] – рычание тигрёнка, и так далее).
Но кроме игр как элементов урока, можно поиграть в ролевую игра «Учитель». Один из ребят по считалке выбирается «учителем», показывая буквы по таблице – алфавиту, спрашивает учеников, что это за буква.
Эти игры позволяют прочно запомнить произношение, написание букв и буквосочетаний, кроме грамотного чтения и письма, это позволит грамотно пользоваться словарём.
Игры при изучении лексики
Лексические игры также очень важны. Например:
II класс
1. “Поле чудес”: учителем загадывается слово на доске, ученики отгадывают его, задавая вопросы: Wer ist das? Wie ist das?
2. Учебники и рабочие тетради, по которым работают учащиеся, имеют большое количество кроссвордов для запоминания лексики;
3. Диктант по картинкам также хорош для запоминания лексики и развития навыков письма;
4. Игра «Угадай, кто это?» (Приложение 1);
5. Урок- игра по вводу новых лексических единиц или по их закреплению (Приложение 6);
6. Игра в разорванное предложение: составь из слов предложение.
III класс
1. «Соберём салат» (называя фрукты и овощи);
2. «Узнай, кто это?» (Приложение 2);
3. Составь из фраз диалог;
4. Распредели предложение на четыре - пять смысловых групп;
5. Составь из предложений связный рассказ;
6. Составь кроссворд по теме;
7. Найди лишнее слово в списке;
IV класс
1. Составь из предложений рассказ / диалог / стихотворение;
2. Сочини диалог / стихотворение на основе данной опоры;
3. Прослушай рассказ и расставь данные предложения в логической последовательности;
4. Прочитай начало предложения и найди соответствующий конец;
5. Прочитай начало предложения и придумай конец;
6. Составь диалог на заданную тему;
7. Составь вопросы для интервью на заданную тему;
В отдельную группу выделяются ролевые игры, диалоги, полилоги.
Прием ролевой игры и дополнительно предлагаемые задания помогают облегчить процесс обучения.
В учебнике много героев, поэтому можно сделать бумажные куклы, а также пальчиковые куклы этих героев для создания речевых ситуаций, в которых отрабатывается лексика. Такая работа нравится учащимся, потому что в ней они встречаются с героями любимых мультфильмов.
Имея специальные бумажные куклы для обыгрывания “мультфильмов”, учащиеся с удовольствием подражают героям. И дети, еще не изучив весь алфавит, начинают говорить!!!
Можно сделать “шапочки” с картинками героев, которые одеваются на голову ученикам при обыгрывании мультфильмов.
Игры по введению и отработке лексики позволяют ученикам быстрее запоминать слова и использовать их в речевых оборотах.
При изучении грамматического материала
Грамматические игры помогают ненавязчиво запомнить и тренировать основные грамматические формы:
II –IV класс
- На введение определенных и неопределенных артиклей;
- «Цветочек» (на спряжение глаголов);
- «Фокусы» (на образование множественного числа существительных) (Приложение 4);
-Игра «Жадина» (для отработки притяжательных местоимений);
- Ролевая игра «Дай мне» (для отработки повелительной формы глаголов и употребления существительных в дательном падеже);
-«Прятки» (для отработки употребления отрицания - kein);
- Грамматическое лото (по образованию формы прошедшего времени глагола);
Эти игры позволяют запомнить трудные грамматические правила непроизвольно, дети, с удовольствием играя, запоминают эти правила.
При обучении аудированию
Для того чтобы обучить аудированию текстов, нужно развивать фонематический слух, а этому способствуют следующие игры по тренировке слуха:
1. Хлопки, повторение за учителем в такт;
2. Разные хлопки (в ладоши, кулаками, тыльной стороной ладони, руками, согнутыми в локтях);
3. «Угадай, чей голосок?»;
4. «Если нравится тебе, то делай так!» (удары по разным предметам);
5. Слушаем гремящие предметы (в мешочках разложены разные предметы, ученики на слух должны определить, что в мешочке):
1) Steine; 2) Münzen; 3) Zucker;4) Battarien, und anderen.
Все эти игры можно проводить во время физкультминуток, которые превратятся не только в отдых, но и выполнят задачу по развитию фонематического слуха.
Вышеперечисленные приемы и задания должны носить системный характер, говоря словами профессора В.П. Кузовлева, «Там где система, там результат»
Создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом; это меняет функции учителя, делая его наблюдателем, консультантом и участником детских игр.
Всем этим требованиям и отвечают игровые технологии.
Список используемой литературы
1. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. «Айрис-дидактика». - М.: 2010
2. Пассов Е.И. Коммуникативная методика. Изд-во НОУ “Интерлингва”, 2003г..
3. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младших школьников.
М., 2006г.
5. Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. – М.: Дрофа, 2010.
6. festival.1september.ru/articles/212172.
7. http://festival.1september.ru/articles/500921/.