РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПОЛНЕНИЮ САЙТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
1. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1 февраля 2010 г. № 60
О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет
2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
29 апреля 2010 г. № 645
3. Инструктивно-методическое письмо
Министерства образования Республики Беларусь
V. Официальные сайты учреждений общего среднего образования, отделов (управлений) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов, администраций районов в городах, управлений образования облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома.
Сайты управлений образования облисполкомов, отделов (управлений) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкомов, администраций районов в городах, учреждений общего среднего образования (далее – официальные сайты) относятся к категории официальных сайтов, основной целью которых является позиционирование организации и (или) учреждения в глобальной сети Интернет. Официальные сайты выполняют несколько функций:
– средство реализации коммуникационной политики;
– средство создания единого информационного образовательного пространства;
– средство формирования положительного имиджа регионального образования, имиджа учреждения образования;
– средство стимулирования продуктивной деятельности и творческой самореализации всех участников образовательного процесса, развития педагогического мастерства.
В связи с этим официальные сайты должны быть информативными (то есть давать целостное представление о системе образования региона, о деятельности учреждения образования), доступными и иметь удобную навигацию, систему поиска. Любая информация, размещенная на официальном сайте, должна быть достоверной и снабжена соответствующими ссылками на источник данной информации; оперативная (текущая) информация должна систематически обновляться.
С целью снижения количества обращений граждан необходимо анализировать содержание поступающих от граждан вопросов и размещать на официальных сайтах соответствующие комментарии.
4. Интернет-сайты учреждений образования: создание, наполнение, поддержка
Белоцкая И.А., Киселева А.И., методисты учебно-методического отдела информационных технологий и издательской деятельности
ГУО «Гомельский областной институт развития образования»
Сегодня интернет-сайт – это необходимый атрибут информационно-образовательной среды учреждения образования. Сайт должен удовлетворять запросы пользователей данного ресурса и отражать весь спектр деятельности учреждения. Наряду с содержательным наполнением следует уделять внимание развитию сервисов, позволяющих обеспечить качественный доступ к информации.
Соответствие международным стандартам и рекомендациям
- Интернет-сайт должен соответствовать спецификациям и рекомендациям W3C.
- Информация, размещенная на сайте, должна быть доступна для пользователей, независимо от уровня их образования и технической подготовки.
Требования к навигации по сайту
- Для обеспечения загрузки важнейших элементов на странице сайта и их доступности, необходимо размещать основные навигационные ссылки
в верхней части каждой страницы сайта. Выработанный порядок навигации должен соблюдаться на всех страницах сайта. - Вся информация, размещенная на страницах сайта, должна быть доступна посетителю через ссылку или пункт меню. Количество переходов
по элементам навигации для доступа к запрашиваемой информации
не должно превышать пяти. Навигационные элементы должны выделяться на фоне остальных элементов сайта. В качестве элементов навигации по сайту следует использовать текстовое меню (JavaScript
и Flash-анимацию не рекомендуется). В случае гиперссылки на внешний интернет-ресурс, рекомендуется информировать пользователя заранее, при этом страницы должны открываться в новом окне веб-браузера.
В случае использования гиперссылки для загрузки файла, следует указывать его тип и размер. - Необходимо использовать навигационные цепочки, содержащие путь следования по разделам от главной страницы сайта до текущей открытой страницы.
- Для сайтов, содержащих большие объемы информации, необходимо предусмотреть наличие дополнительных навигационных элементов – алфавитный, тематический указатели и т.д., представляющие собой подборку ссылок на страницы сайта, сгруппированные по каким-либо критериям; ссылки на наиболее посещаемые страницы сайта. При размещении на странице сайта объемной текстовой информации следует использовать внутренние ссылки на основные разделы страницы, где предусмотреть наличие ссылки для перемещения к началу страницы.
Требования к механизму поиска для сайта
- Форма поиска должна быть доступна на каждой странице сайта. Размер поля для ввода поискового запроса должен быть не менее 30 символов.
- Результаты поиска должны выводиться в виде списка на отдельной странице, имеющей соответствующий заголовок. Список результатов поиска должен быть отсортирован по релевантности.
Требования к дизайну сайта
- Все страницы интернет-сайта должны иметь единый дизайн.
- Дизайн страниц интернет-сайта должен быть отделен от информационного наполнения и разработан с использованием каскадных таблиц стилей.
- При разработке макета страниц интернет-сайта необходимо придерживаться следующих основных правил:
- Шаблон страницы должен обеспечивать корректное восприятие информации при различных размерах окна веб-браузера;
- На интернет-сайте не должны использоваться фоновые изображения, которые могут затруднить его восприятие или исказить информацию;
- Текст должен отображаться с соответствующим уровнем контраста по отношению к используемому цвету фона (не менее 50 %);
- Для задания размеров шрифтов, межстрочных интервалов и отступов между абзацами текста необходимо использовать относительные величины;
- Следует избегать эффектов, затрудняющих восприятие информации (мигание, мерцание, эффекты выделения, движущиеся строки);
- Навигационные и интерактивные элементы страницы (ссылки, кнопки и т. п.) должны легко идентифицироваться всеми пользователями;
- Гиперссылки должны быть визуально выделены, следует предусмотреть наличие различного цвета посещенных и непосещенных ссылок.
- Предусмотреть разбиение на разделы и подразделы.
Требования к размещению информации на интернет-сайте
Для обеспечения актуальности размещаемой на интернет-сайте информации следует разработать процедуру эксплуатации и сопровождения интернет-сайта.
Процедура должна устанавливать:
- Терминологию (для однозначного понимания положений персоналом);
- Порядок сбора сведений, подготовки информационных материалов;
- Порядок согласования, редактирования и публикации материалов
на интернет-сайте; - Порядок сопровождения интернет-сайта (планирование, модернизация, контроль правильности отработки интерактивных сервисов, работоспособность ссылок и т.д.);
- Порядок обработки запросов пользователей;
- Ответственность на уровне структурных подразделений или отдельных сотрудников за выполнение каждой установленной функции;
- Конкретные ссылки на нормативные правовые акты;
- Формы документов, необходимых для осуществления процедуры (форма подачи материалов для размещения на интернет-сайте и т.д.).
Требования к графической и мультимедийной информации
- Графическая информация, размещаемая на страницах интернет-сайта, должна храниться в единственном экземпляре в форматах, рекомендованных W3C для использования в сети Интернет и обеспечивающих наименьший объем передаваемых данных при допустимом уровне качества отображения.
- Графическая информация должна свободно интерпретироваться всеми пользователями.
- Размещение на странице мультимедийной информации должно соответствовать рекомендациям W3C. При использовании мультимедийных элементов, отображаемых с помощью вспомогательных программ или дополнительных модулей, следует предусмотреть альтернативное стандартное представление элементов в виде ключевых изображений или текстового описания, убедиться в доступности информации при отключении пользователем отображения мультимедийной информации в веб-браузере.
Требования к содержанию интернет-сайта учреждения образования
На интернет-сайте учреждения образования должны быть представлены следующие блоки информации:
- Общая информация:
- Полное и краткое наименование учреждения образования;
- Почтовый адрес;
- Контактные телефоны, E-mail;
- Цели и задачи;
- Сведения об администрации учреждения, контактная информация (телефоны, E-mail), график приёма посетителей;
- Нормативно-правовая база деятельности учреждения;
- Условия приема в учреждение образования;
- Служба «Одно окно» (административные процедуры, образцы заявлений, электронное обращение).
- Статистическая информация:
- Сведения о педагогическом коллективе (ФИО, стаж, квалификационная категория, преподаваемый предмет);
- Сведения об учебно-материальной базе;
- Количественный состав учащихся, количество классов по параллелям, наполняемость классов;
- Информация об аттестации.
- Информация об образовательном процессе:
- Расписание занятий;
- Сведения о проведении плановых мероприятий;
- Сведения о занятиях по интересам, факультативах, курсах по выбору;
- Сведения о кружках, клубах, общественных организациях.
- Дополнительная информация:
- Сведения о достижениях учреждения;
- Методические разработки специалистов учреждения;
- Информация для молодого педагога;
- Лучшие работы учащихся;
- Информация для родителей;
- Ссылки на образовательные и правовые интернет-сайты; на личные интернет-ресурсы учащихся и педагогов;
- Информация по централизованному тестированию.
Список источников
- Указ Президента Реcпублики Беларусь от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет».
- Положение о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов, утвержденное постановлением Совета Министров Реcпублики Беларусь № 645 от 29.04.2010.
- Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 2105-2012 «Интернет-сайты государственных органов и организаций».
Государственные организации (учреждения образования) обязаны размещать информацию о своей деятельности в глобальной компьютерной сети Интернет на официальных сайтах, доменные имена которых должны быть зарегистрированы в зоне BY.
Информация на интернет-сайтах организаций размещается с учетом следующих требований:
- актуальность,
- оперативность,
- достоверность и целостность,
- полнота,
- четкость структуризации, распределение данных по тематическим рубрикам.
Сайт должен обеспечивать пользователя актуальной информацией об учреждении и его деятельности, достижениях и проводимой методической работе, иметь возможность обратной связи с посетителями.
Информация должна обладать необходимой глубиной содержания и регулярно обновляться (не реже одного раза в неделю), а информация о новостях – также датироваться.
Структура сайта должна обеспечивать оптимальное размещение различных видов информации, простоту навигации и доступа пользователей с различным уровнем образования и технической подготовки к содержанию рубрик (разделов, подразделов) сайта, а также единство дизайна всех страниц.
Информационное наполнение официального сайта учреждения образования
На сайте должны быть представлены следующие блоки информации.
1. Общая информация об учреждении образования:
- полное и краткое официальное наименование учреждения, вышестоящий орган управления;
- сведения о задачах и функциях учреждения;структура учреждения (кадровая структура);
- контактные телефоны; факс;
- почтовый адрес, схема проезда,
- адрес электронной почты;
- режим работы учреждения образования;
- сведения об администрации и специалистах учреждения образования (фамилия, имя, отчество, должность, функции, контактная информация, график приема посетителей);нормативная правовая база деятельности учреждения (устав, положения, учебный план, нормативные правовые акты);актуальные условия приема в учебное заведение на следующий учебный год;
- сведения об учреждении образования как об юридическом лице (банковские реквизиты).
2. Лента новостей
- учреждения образования,
- вышестоящих органов управления образованием.
3. Быстрый переход на официальные ресурсы (баннеры):
- На сайте должна быть реализована возможность быстрого перехода на сайты вышестоящих органов управления образованием (Министерство Образования, управления образования), на Интернет-портал Президента Республики Беларусь, Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь, Детский правовой сайт.
4. Информация о вышестоящих органах:
- номера телефонов ”горячих линий“, телефонов доверия и справочных служб;
- наименование, адрес и режим работы вышестоящих организаций.
5. Информация о работе с обращениями граждан:
- порядок рассмотрения обращений граждан;
- форма электронного обращения, адрес электронной почты;
- номера телефонов ”горячих линий“, телефонов доверия и справочных служб.
6. Информация об осуществлении административных процедур:
- наименования реализуемых административных процедур;
- перечни документов и сведений, представляемых для осуществления административных процедур;
- формы (бланки) документов, необходимых для обращения за осуществлением административных процедур, порядок их заполнения и представления;
- сроки осуществления административных процедур;
- сроки действия документов, выдаваемых при осуществлении административных процедур;
- время приема, местонахождение, номер служебного телефона, фамилия, имя, отчество, должность работников, осуществляющих прием заявлений об осуществлении административных процедур
7. Статистическая информация:
- сведения о педагогическом коллективе (список специалистов с указанием преподаваемого предмета, квалификации, стажа работы, информация о методических объединениях);
- сведения об учебно-материальной базе;
- количественный состав учащихся, количество классов по параллелям, наполняемость классов.
8. Информация об образовательном процессе:
- расписание занятий; расписание звонков;
- сведения о проведении плановых мероприятий;
- сведения о занятиях по интересам, факультативах, курсах по выбору, внеклассных мероприятиях;
- сведения о кружках, клубах, общественных организациях.