Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Мир ребенка без насилия

Дата: 11 марта 2024 в 19:30

Мир ребёнка без насилия

Физические наказания – явление, распространенное во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят издеваться над детьми, мучить их или причинять им телесные повреждения. Они намерены «серьезно» наказать ребенка. Здесь уместно заметить, что словесные оскорбления, грубые слова, постоянные придирки, насмешки способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Практика показывает, что телесные наказания не всегда вызваны поведением ребенка, часто они являются следствием состояния родителей. Взрослые нередко угнетены житейскими обстоятельствами, чувством одиночество, отсутствием помощников в нелегком деле воспитания детей, тяжестью ответственности. Иногда они озабочены проблемой заработка, состоянием здоровья, отношениями с другими людьми – и эти проблемы проявляются во вспышках гнева по отношению к детям. В такой ситуации удары не наказание, не воспитательная мера, а следствие истерики, долго копившегося напряжения.

Результаты телесных наказаний:

  • Телесные наказания причиняют вред ребенку и практически не приносят никакой пользы.
  • Подобная мера воздействия действует только в течение короткого времени – оно, возможно, и разряжает обстановку, но не улучшает поведение ребенка вообще.
  • Чаще всего оно приводит к противоположным результатам: ребенок чувствует себя униженным и, «отбыв» наказание, возвращается к прежнему поведению.
  • Систематические физические наказания вырабатывают у ребенка своего рода «иммунитет», и побои перестают приводить его «в норму».
  • Ребёнок видит в битье способ излить накопившийся гнев и разрешить проблему. Он учится прибегать к драке в минуту гнева.
  • Ребёнок привыкает к тому, что можно снять напряжение, подняв на кого-то руку. Он уже считает возможным применять силу над более слабым.

Альтернативы:

  • Для душевного равновесия и правильного поведения ребенку необходимы четкие рамки и ясные правила. Он учится определять эти границы, принимая требования родителей и подражая их действиям
  • Подбирайте наказание в соответствии с поведением ребенка. Наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Чтобы найти наказание, логически соответствующее поступку ребенка, необходимо задать себе вопрос: «Как надо действовать, чтобы ребенок понял, какого поведения от него ждут?»
  • Объясняйте ребёнку отрицательную сторону им содеянного. И объясняйте так, чтобы, несмотря на возраст, он это понял и сделал верные выводы
  • Хвалите детей за хорошее поведение подобно тому, как вы указываете на их ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепит в их сознании представление о правильном действии
  • Старайтесь научить ребенка осознавать и исправлять неправильный поступок
  • Высказывайте свое отношение к неподобающему поведению ребенка ясно и недвусмысленно
  • Разговаривайте с детьми в тоне уважения и сотрудничества
  • Вовлекайте ребенка в процесс принятия решения
  • Старайтесь избегать пустых угроз
  • Желательно, чтобы дети имели возможность выразить свое недовольство или даже возмущение, когда они должны подчиниться правилам, которые им не по вкусу
  • Воздерживайтесь от шлепков, криков, угроз и оскорблений – они могут только усилить в ваших детях неприязнь, ненависть и чувство протеста
  • Старайтесь не выражать предпочтение одному из детей
  • Нельзя ожидать от ребенка выполнения того, что он не в состоянии сделать
  • Воздерживайтесь от заявлений, что ребенок ни к чему не пригоден, от грубости в стиле «гадкий, злой, бестолковый» и т.п.; оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил
  • Учитесь «расшифровывать» поведение ребенка, чтобы понять его потребности.
  • Разрешайте ребенку проявлять свои чувства помогая выразить их в приемлемой форме
  • Не воспитывайте ребенка на расстоянии. Подойдите к ребенку поближе, остановите его, опуститесь до уровня его головы, возьмите за плечи или за руки и скажите, глядя ему в глаза, то, что хотите
  • Не заставляйте ребенка чувствовать себя постоянно виноватым, не позволяйте верить в то, что он достоен родительской любви лишь тогда, когда ведет себя хорошо
  • Откажитесь от приказов, стремитесь объяснять ребенку причину запретов и отказов

Как сдержаться если…?

  • Отвлекитесь на короткое время, пойдите в другую комнату, может быть, даже выйдите из дома (по возможности). Объясните ребенку свои действия, расскажите о своих чувствах, когда вернетесь домой
  • Если позволяют обстоятельства, заставьте себя отключиться и попробуйте расслабиться, займитесь каким-либо физическим трудом, примите душ (ванну), вымойте посуду или, наконец, подержите руки под краном с водой, умойте лицо
  • Поскольку вы знаете своего ребенка и предвидите, в связи с чем могут возникнуть конфликтные ситуации, пытайтесь избегать их, а спокойные минуты старайтесь не использовать для бесед с ребенком на “острую” тему и для развития у него конструктивного отношения к проблеме
  • Если вы чувствуете, что нуждаетесь в консультации и поддержке, это не свидетельствует о вашей слабости
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.