Принципы работы с детьми, пострадавшими от насилия, представлены в виде следующего обобщения.
1. Специалист искренне интересуется ребенком и строит теплые и заботливые отношения с ним.
2. Специалист создает у ребенка чувство психологической безопасности и защищенности.
3. Специалист принимает ребенка, безусловно, и не требует от него никаких изменений.
4. Специалист понимает уникальность каждого ребенка и демонстрирует по отношению к нему уважение.
5. Понимает, что каждый ребенок имеет свой потенциал и темп изменения и ценит постепенность терапевтического процесса, не пытаясь его ускорить.
Советы для ведения разговоров с детьми
1. Подтверждайте невиновность ребенка.
Ребенок никогда не является ответственным за то, что стал жертвой жестокого обращения. Это могут быть слова:
- Ты ни в чем не виноват.
- Я очень рад(а), что ты рассказал(а) мне об этом. Никто и никогда не заслуживает того, чтобы с ним жестко обращались.
- Ты не виноват(а) в том, что произошло. Я хочу, чтобы ты помнил(а) об этом.
2. Верьте ребенку.
Мы не следователи, мы выступаем в роли защитников, поэтому мы всегда верим ребенку. Имеет ли место жестокое обращение выяснят те, кто отвечает за расследование таких случаев и поиск доказательств. Наша задача - разговаривать с ребенком. Мы те взрослые, кто представляет интересы ребенка. Оказываем поддержку для обсуждения их проблем. Дети редко врут о жестоком обращении с ними. Рассказывая о своей ситуации дети могут бессвязно, история может иметь пробелы, быть хронологически неправильной, некоторые части ее могут казаться целиком бессмысленными и не согласовываться между собой.
3. Оценивайте безопасность.
Определение потребности ребенка в безопасности на данный момент.
4. Оставайтесь спокойными.
эмоциональный взрыв с вашей стороны может отбить желание у ребенка рассказывать свою историю. Дети не любят огорчать взрослых, оправдывайте чувства детей.
5. Будьте честными.
Очень валено не давать обещаний, которых вы не ожжете выполнить. Необходимо рассказать о действиях, к которым следует прибегнуть. Например: «Я не могу помочь тебе решить эту проблему. Я должна рассказать об этом людям, работа которых состоит в том, чтобы помогать детям в таких ситуациях. Они захотят с тобой поговорить. Как ты к этому относишься?»
6. Проявляйте терпимость к языку ребенка.
Дети рассказывают о жестоком обращении теми словами, которые они знают. Не всегда этот словарь может быть правильным, может показаться нам шокирующим, если слово не понятно, то лучше уточнить, что именно оно означает.
7. Не подвергайте допросу.
Не обязательно иметь все факты. Это касается вопросов - кто, что, когда, сколько раз... Например, если ребенок говорит: «Меня бьют дома»
- По каким частям тела тебя бьют?
- Чем тебя бьют?
- Есть ли на твоем теле или были ли когда-нибудь рубцы или синяки, после
того, как тебя били?
Эта информация позволит решить, что делать в дальнейшем. Материалы, предоставлены общественным объединением «Дети - не для насилия».